Оздоровление учащихся
№ |
Сроки |
Кол-во учащихся |
Место пребывания |
1. |
Декабрь-январь, 2019 |
20 |
Пришкольный лагерь "Чайка" |
2. | Июнь, 2020 |
11 |
Пришкольный лагерь "Чайка" |
<font face="Times New Roman, serif">Проект летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радужный город" (2020г.)</font>
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………….3
Информационно-педагогическая карта……………………………………...6
Механизм реализации проекта« Радужный город»………………………..9
Кадровое обеспечение…………………………………………………….....17
Ресурсное обеспечение………………………………………………………18
Список использованных источников:………………………………………19
Приложение 1.Фотоотчёт о работе лагеря………………………………….20
Пояснительная записка
Проект рекомендован для использования в системе дополнительного образования детей и подростков: детских оздоровительных и профильных лагерях, внешкольных учреждениях, на базе которых организован развивающий летний отдых.
Проект адресован педагогам, которые организуют воспитательную деятельность в лагерях, заместителям директоров по воспитательной работе.
Представленный проект разработан и опробован на базе пришкольного оздоровительного лагеря «Чайка». Содержит методические разработки педагогического коллектива, отражающие качественные особенности организации воспитательной работы с детьми и подростками в соответствии с приоритетными направлениями и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы с детьми и подростками.
Введение
Летние каникулы для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Это самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы – это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Летний отдых даёт возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. И именно в лагере осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом и сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Лагерь с дневным пребыванием детей призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. С одной стороны, это форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Если спросить сегодня детей, что для них есть игра, то большинство начинает перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае – спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями, мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том, что надо учить детей играть. Играть с самим собой, играть с друзьями. Вот что важно. А если добавить, что через игру можно решать целые комплексы педагогических целей и задач, то становится понятным место и значимость игры в работе педагога-организатора.
Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу совместного творчества, учит, помогает общаться.
Все дни пребывания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом тематической игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Анализ работы оздоровительного лагеря прошлых годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, шоу, концертах, интеллектуальных играх, сопереживали друг другу, вели учёт достижений своих сверстников. Возможность лично окунуться в мир спорта, творчества, культуры и показать свои умения, навыки и желание участвовать, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. В этом году работа лагерной смены будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Радужный город».
Радость общения, творческие открытия, реализация фантазий, оригинальные идеи – всё это дарит детям жизнь в пришкольном лагере.
Информационно-педагогическая карта
Составляющие проекта |
Аннотация |
Название проекта |
Проект «Радужный город» оздоровительного лагеря «Чайка» |
Тип лагеря |
Оздоровительный лагерь дневного пребывания |
Место реализации |
ГУО «Зелёнковская детский сад - базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района», агрогородок Зелёнка, ул. Молодёжная, д.23. |
Сроки реализации |
1 июня- 20 июня 2020 года |
Цель и задачи проекта |
Цель: развитие личности, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, формирование активной гражданской позиции у учащихся, сохранение историко-культурного и духовного наследия Задачи: 1.Формирование навыков здорового образа жизни 2.Формирование социальных норм и ценностей 3.Удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании 4.Утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Родины, к традициям Малой родины 5.Привлечение детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей Малой родины |
Адресат |
Учащиеся 1- 6 классов в возрасте от 6 до 13 лет |
Количество участников |
11воспитанников и 10 педагогов |
Механизм реализации |
Организационный – 01.06.2020 - 04.06.2020 Основной – 05.06.2020-17.06.2020 Заключительный – 18.06.2020-20.06.2020 |
Игровая модель проекта |
Тематика смены «Радужный город» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором отряд - семейка разноцветных творческих человечков. Традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. В «Радужном городе» проводятся мероприятия, в которых каждый житель города может продемонстрировать свои таланты, посмотреть на выступления своих соседей, повеселиться и заработать капитошки и лучики. Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня. Так как наш лагерь называется «Радужный город», то каждый день имеет свой цвет, в зависимости от того, какое КТД планируется. Например, если символом дня является красный цвет, то соответственно, этот день будет коллективным (на букву “К”), т.е. каждый ребенок будет принимать участие в мероприятии. День Символ дня В этот день проводятся… 1.Коллективный. Красный цвет Коллективные мероприятия, в которых каждый ребёнок принимает участие 2.Особый. Оранжевый цвет Такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены 3.Житейский. Жёлтый цвет Такие мероприятия, в которых приобретается новый багаж знаний и умений 4.Задорный. Зелёный цвет Смешные конкурсы, весёлые мероприятия 5.Главный. Голубой цвет Мероприятия патриотического направления 6.Спортивный. Синий цвет Спортивные соревнования 7.Фантазийный. Фиолетовый цвет Мероприятия, развивающие фантазию |
Ожидаемый результат |
1.Укрепление здоровья детей 2.Развитие творческих способностей детей 3.Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры 4.Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры 5.Формирование уважения к культурному и историческому прошлому Родины, к традициям родного края |
Механизм реализации проекта« Радужный город»
Мальчишек и девчонок, которые решили отдохнуть в детском оздоровительном лагере «Чайка», как только они зашли на территорию лагеря, будет ждать сюрприз - их пригласят принять участие в сюжетно-ролевой игре и стать жителями «Радужного города».
По сюжету игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики», которая проводится на протяжении всей смены.
Каждый лучик – это символ качества:
- луч знаний
- луч дружбы,
- луч смелости,
- луч здоровья,
- луч спорта и т.д.
Чтобы собрать лучи для солнышка, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача участника смены: накопить как можно больше «капитошек» и собрать все солнечные лучи. На мероприятии, посвященном закрытия лагерной смены, солнце засияет всеми лучами, «капитошки», собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки - дети – веселятся.
Открытие себя во время сюжетно-ролевой игры будет происходит через включение детей в различную по содержанию, направленности и сложности деятельность, организацию анализа (рефлексии) результатов этой деятельности.
Вся жизнедеятельность смены «Радужный город» в оздоровительном лагере «Чайка» представлена тематикой сюжетно-ролевой игры:
- - лагерь – Радужный город;
- -начальник лагеря – мэр Радужного города;
- - воспитатели – члены парламента Радужного города;
- -дети – радужные человечки;
- - столовая – мини-кафе;
- - место проведения линейки и сбора радужных человечков – главная площадь Радужного города.
В каждом отряде есть пассивные дети, детям, которые ни к чему не проявляют интереса. Такие дети находятся всегда в поле внимания педагога психолога (как показывает опыт, у таких детей чаще всего низкая самооценка или низкий уровень развития). Поэтому незначительное проявление детьми активности всегда поддерживается.
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Образовательная деятельность в рамках смены летнего пришкольного лагеря в 2020 году предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, воспитанием уважения к прошлому нашей страны, любви к своей малой Родине, сохранением и почитанием памяти о ветеранах ВОВ, особое внимание уделяется 75-летию Великой Победы, изучению духовно нравственных традиций и истории родного края.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Дата |
День |
Мероприятие |
01.06. 2020 |
Коллективный. День встреч |
Посвящение в «отдыхающие» оздоровительного лагеря «Радужный город » Праздник, посвященный дню открытию лагеря «Возьмемся за руки, друзья». Игра-импровизация: «Интервью», «Визитка» |
02.06. 2020 |
Особый. День безопасности |
Беседа «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» Викторина «Правила безопасности повторяем – себя от беды оберегаем» |
03.06. 2020 |
Житейский День радужный |
Творческая мастерская «Рисуем плакат» Конкурс стихов о лете «Лето красное - пора прекрасная» Развлекательно-познавательная игра «Танцуем вместе!» |
04.06. 2020 |
Задорный. День юмористический |
Час юмора и смеха «Кто кого перескороговорит» |
05.06. 2020 |
Главный. День Малой родины |
Конкурс плакатов, рекламных буклетов «Большое будущее малой родины» День памяти святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Духовная беседа Акция «Малая родина: эстафета полезных дел» Игра-путешествие «Путями святой Евфросинии» |
06.06. 2020 |
Спортивный День «Юного олимпийца» |
Круглый стол «По следам будущих чемпионов» Выпуск стенгазеты «О спорт, ты - МИР» Спортивные игры сказочных героев |
08.06. 2020 |
Фантазийный День «Яркое лето» |
Кроссворд-загадка «Что мы знаем о цветах» Игра «Цветик-семицветик» Театрализованная конкурсно-игровая программа «Яркое лето -2020» |
09.06. 2020 |
Коллективный День друзей |
Игровая программа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Конкурсная программа «Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить» |
10.06. 2020 |
Особый День «Бережем природу вместе» |
Экологический десант «За чистоту и порядок на территории лагеря». Экологическая спортландия Конкурс экологического рисунка |
11.06. 2020 |
Житейский День «Безопасность в доме» |
Конкурс рисунков “Безопасность в доме” |
12.06. 2020 |
Задорный День «Лето на пользу» |
Минутка здоровья «Правила поведения и безопасности человека на воде» Акция «Лето на пользу». Конкурс фотографий |
13.06. 2020 |
Главный День патриотический |
Минутка творчества: изготовление открыток «Великой Победе - 75» Беседа в рамках республиканской акции «Беларусь помнит».Просмотр мультфильмов о ВОВ с обсуждением. Акция «Эстафета полезных дел» (уборка территории у обелиска) |
15.06. 2020 |
Особый День «Жить так здорово здорово!» |
Минутка здоровья и безопасности «Витамины в нашей жизни». Просмотр мультфильмов «О здоровье» Конкурс рисунков на асфальте «Витамины с грядки» Викторина «Если хочешь быть здоров». Тематическое занятие "Сбережём энергию – сохраним планету" |
16.06. 2020 |
Фиолетовый День «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Круглый стол «Профессии современности» Конкурс рисунков «Я мечтаю стать…» Просмотр мультфильма «Детям о профессиях», «Кем быть». Агитбригада «Все профессии нужны, все профессии важны» |
17.06. 2020 |
Коллективный День «Я люблю свою страну» |
Праздник «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СТРАНУ!». Конкурс патриотической песни «Я патриот» |
18.06. 2020 |
Спортивный День Европейских игр |
Викторина «Беларусь спортивная» Рисунок на асфальте «Юные олимпийцы» Музыкально – спортивное мероприятие «Как дети Страну Сбережения спасали» |
19.06. 2020 |
Житейский День туриста |
Праздник «День туриста» Туристическое многоборье |
20.06. 2020 |
Задорный День «До свидания, лагерь!» |
Торжественное закрытие лагерной смены. Игровая программа «До свиданья, лагерь «Чайка!» Спортивные эстафеты «Да здравствует лето» |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ
1. Решение организационно-хозяйственных вопросов. Приём детей в лагерь. Изучение законов и традиций лагеря.
2. Адаптация детей к условиям лагеря. Диагностика настроения. Выявление интересов и предрасположенностей детей. Формирование отрядного коллектива.
3. Введение в программу «Радужный город». Ролевое погружение. Участие детей в выдумывании визитки - представления. Торжественное открытие «Радужного города».
4. Анализ организационного периода для детей, отрядов, педагогов.
Предполагаемый результат:
- общее представление о смене, определение творческих планов отрядов;
- формирование коллектива отряда;
- выявление лидеров, включение их в работу по развитию игрового сюжета программы;
- выбор видов деятельности;
- при необходимости коррекция деятельности и оказание методической помощи воспитателям (по итогам анализа организационного периода).
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ
1. Реализация проекта «Радужный город» через идею взаимодействия и дружбы разноцветных человечков, которые любят все цвета радуги и знакомятся с другими человечками. Введение игровых моментов программы (мероприятия, тематические дни).
2. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, творческих конкурсов, интеллектуальных и ролевых игр.
3. Создание условий для самореализации детей в системе пришкольного лагеря с учетом их интересов.
Предполагаемый результат:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы для каждого ребенка;
- раскрытие и развитие творческих способностей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ
1. Завершение работы проекта «Радужный город». Подведение итогов смены. Закрытие смены.
2. Итоговое анкетирование, диагностика и анализ смены детьми.
3. Решение организационно-хозяйственных вопросов по окончании смены.
Предполагаемый результат:
- формирование самооценки, навыков самоанализа у детей и воспитателей;
- настрой на применение полученных знаний в жизни.
Предполагаемый результат по итогам смены:
1. Физическое и психологическое оздоровление детей. Формирование потребностей в духовном и физическом здоровье.
2. Приобретение детьми позитивного жизненного опыта, взаимодействие с другими в духе взаимного уважения и доверия.
3. Развитие социальной активности детей.
4. Знакомство детей с разнообразными интеллектуальными, спортивными, подвижными играми.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
- Экологическое направление
- Художественно – эстетическое направление
- Трудовая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Патриотическое направление
Работа с органами детского самоуправления
Основным органом управления в рамках проекта является Мэрия «Радужного города», в которую входят: представитель отряда, воспитатель, начальник лагеря, старший воспитатель и педагог организатор, учитель физкультуры – 6 человек. В рамках совета создается план помощи солнышку по возвращении лучиков, обсуждается возможность получения дополнительных «капитошек», содержание каждого цветного дня в Радужном городе, распределяются обязанности между участниками в процессе подготовки к мероприятиям, решаются другие организационные вопросы. Вся информация размещается на информационной стенде лагеря.
Содержание оздоровления детей
Главная функция лагеря – укрепление здоровья детей. С этой целью в лагере ежедневно проводятся следующие мероприятия:
- утренняя зарядка;
- трёхразовое питание;
- витаминизация;
- водные процедуры;
- минутки здоровья и безопасности;
- дневной сон;
- организация тематических дней, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- прогулки; игры на свежем воздухе.
Методическое сопровождение
Для реализации поставленных задач предлагаются следующие формы работы
- Игры-импровизации, игры - путешествия
- Минутки здоровья и безопасности
- Профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в эпидемиологический период
- Спортивные праздники, игры
- Конкурсы плакатов, фотографий, рисунков и стихов
- Беседы и тематические занятия
- Круглые столы
- Коммуникативные тренинги
- Акции полезных дел
- Викторины и кроссворды
- Эстафеты
- Конкурсные программы
- Игровые программы
Кадровое обеспечение
- начальник лагеря (несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, содержание трудовой и воспитательной деятельности);
- старший воспитатель, воспитатели отрядов (являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию проекта. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей);
- педагог-организатор
- педагог социальный
- педагог-психолог
- руководитель физической культуры и спорта
- повар
- кухонный рабочий
- технический работник
Ресурсное обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение
-Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011г.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования»от 19.07.2011г.
-Приказ отдела образования об организации оздоровления детей и подростков на летний период.
- Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей» от 26.12.2012 г., № 205
-Заявления от родителей.
-Акт приёмки лагеря.
-Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
-Должностные инструкции начальника лагеря, всех категорий сотрудников оздоровительного лагеря.
-Журнал регистрации инструктажа по охране труда, в котором фиксируются проводимые с педагогическими работниками лагеря целевые инструктажи (в лагерях с дневным пребыванием – школьные).
-Правила внутреннего трудового распорядка (для лагерей с круглосуточным пребыванием), режим работы (режим дня) лагеря (для лагерей с дневным пребыванием).
-Кадровое обеспечение
-Штатное расписание лагеря: директор лагеря, старший воспитатель, педагог-организатор, воспитатели отрядов , учитель физической культуры педагог социальный, педагог – психолог.
Все сотрудники имеют опыт работы в лагере с дневным пребыванием детей. В лагере имеется необходимая методическая база для работы педагого
Список использованных источников:
1. Кодекс об образовании Республики Беларусь.
2. Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь.
3. Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2019 году.
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования».
5. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении программ воспитания».
6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 № 205 «Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей».
7. Ура, каникулы! Библиотека вожатого.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.
8. Шестой школьный день- день игры, познания, труда, общения : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова.- Мозырь : ООО ИД « Белый ветер», 2009.- 162 , (2) с. : ил.
9. Современные формы воспитательной работы в начальной школе :методические разработки / Т.М. Мавлютова, Т.М. Дименкова( и др.); под. общ. ред. Е.Ф. Сивашиной.-Мозырь : Содействие , 2012. – 240 с.
10. Организация летнего детского отдыха : копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / (авт.-сост. Г.Л. Шереш).-2-е изд.- Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005.- 224с.
11. Литературно-тетрализованные занятия во внеклассной работе : для учащихся младшего и среднего школьного возраста пособие для учителей начальных классов , воспитателей , организаторов внеклассной работы/ сост. Л.И.Балашова.- Минск : Нац. ин-т образования , 2008. – 136 с