Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профилактика кризисных состояний несовершеннолетних

Дата: 23 января 2016 в 15:20, Обновлено 8 ноября 2020 в 11:55

Рекомендации «Национального центра усыновления

Министерства образования Республики Беларусь»

по распознаванию первичных признаков

кризисных состояний несовершеннолетних

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог».В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой - «возможность». Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Что же может подсказать нам, взрослым, помочь понять, в какой момент времени ребёнок столкнулся с кризисной ситуацией и уже не видит путей выхода из неё?

Сигнальный этап кризисного состояния

Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.

Агрессивность. Многим кризисным ситуациям предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Ребенок изо всех сил пытается поддерживать образ своего «Я», пусть даже варварскими, на наш взгляд, способами, пробует любыми средствами сбросить внутреннее напряжение. Нередко подобное поведение оказывается призывом подростка обратить на него внимание и помочь. Однако агрессивное поведение обычно даёт противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны окружающих людей. Напротив, в такой ситуации необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т. п. Но когда настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессивные состояния. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях - прямой и открытый разговор с человеком.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести тяжёлое эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые имеют свойство накапливаться. Расставание с родными, друзьями, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, конфликты могутпоказаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляются развод родителей и семейные проблемы, то ситуация может спровоцировать тяжёлые личностные переживания.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, активно общаться, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Деструктивная активность. Сюда относятся: увлечение компьютерными играми, рисунки агрессивного содержания, с темой смерти, с гробами и крестами, разговоры об убийствах, посещение кладбищи красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.

Что делать? Как помочь? Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

-Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

- Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.

- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребёнка, независимо от того, что он говорит.

- Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезная угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.

-Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности.

-Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью, психолог, психотерапевт и rip. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

Подростки - это люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах. Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка.

Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения. Подростки охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые бы заботились о них и помогали планировать дальнейшую жизнь. И если у них сложились такие отношения со старшими, то подростки смогут спокойно пережить грозы и бури, которые, конечно же, неминуемы в такой тревожный, полный волнений и неожиданностей кризисный период на пути в юность и взрослую жизнь.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

·        открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

·        угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

·        замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

·        преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

·        ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

·        однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

·        отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

·        отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

·        неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

·        наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

·        безработица, постоянные финансовые трудности;

·        постоянные супружеские конфликты;                                          

·        статус беженцев, вынужденных переселенцев;

·        низкий уровень культуры, образования;

·        негативные семейные традиции;

·        нежелательный ребенок;

·        умственные или физические недостатки ребенка;

·        «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

·        состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

·        особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

·        низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

·        отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

·        задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

·        заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

               ПАМЯТКА

по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком

Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.

Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.

Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.

Формы насилия над детьми:

● физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей,   в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);

● отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;

● эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);

● сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.

Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:

● врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;

● социальные работники;

● учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;

● работники правоохранительных органов.

Материалы подготовила О. А. Пэк, педагог-психолог

Рекомендации родителям

  1. Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  3. Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  4. Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  6. Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  7. Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  8. Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

Консультация психолога для родителей

«Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка».

 

Агрессия! Что это?

               В современном мире каждый человек сталкивался с агрессией, являясь или ее жертвой, или активным субъектом агрессивных действий. Просматривая телепередачи, листая газеты, работая, мы часто замечаем ее вокруг себя.

Так что же такое агрессия? Как она проявляется? Откуда берется? И как ее предотвратить?

На нашем собрании мы рассмотрим насколько определений понятия «агрессия» и поговорим о профилактике агрессивности наших детей.

Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Следует различать понятия агрессия и агрессивность.

Агрессивность – это уже качество личности, которое может проявляться в различных ситуациях

Важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.

Существуют и более широкие определения, при которых под агрессией понимаются действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объекту.

Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

·         физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

·         вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);

·         косвенная – агрессия ни на кого не направленная;

·         раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);

·         обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;

·         подозрительность – недоверие или убеждать в том, что другие люди планируют и приносят вред;

·         негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.

Причины возникновения агрессии

Причиной агрессивного поведения могут стать:

1.Скверная атмосфера в семье (например, брань и насилие между родителями), дети предоставлены самим себе.

2.Поведенческие проблемы (например, насилие по отношению к другим, неуступчивость, неразвитые социальные навыки).

3.Отвержение сверстниками.        

4.Низкая самооценка.       

5.Плохая успеваемость.

6.Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением и принадлежность к подобным группам.

Все начинается в cемье

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка.

Если плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность;  будут ополчаться на других детей; 

сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; 

будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Обнаружено, что два параметра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в милицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.

Из ребенка, к которому проявляется слишком мало интереса и достается слишком мало материнской любви, предоставлено слишком много свободы скорее всего, вырастет агрессивный подросток.

Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого себя.

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, самостоятельно не может найти выход из сложившейся ситуации. Самым крайним, самым отчаянным ответом ребенка на жестокость окружающих его близких людей может стать то, что уже никогда и ничем не исправить - суицид.


 

Причины жестокости в семье.

1.    Традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков».

2.    Культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.

3.    Низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

 

Наказание и агрессивность детей.

Результаты экспериментов и исследовательских программ свидетельствуют, что наказание может вызывать устойчивые изменения в поведении, если применяется в соответствии с определенными принципами.

1.    Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка.

2.    Временной разрыв между неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален.

3.    Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот, кто сотрясает словами воздух - предъявляет негативные вербальные стимулы или постоянно командует ребенком - неумышленно дает ему понять, что команды и угрозы не имеют большого значения. нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз - проигнорировать подобное поведение.

4.    Любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком. Дети, испытывающие чувство вины перед родителями или просящие у них прощения за свое непослушание, менее агрессивны по сравнению с не столь совестливыми детьми.

Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся.

Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя. Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения. 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СИЛЬНОГО

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

1. «МУХА». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2. «ЛИМОН». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

3. «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»). Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

3. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР». Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

4. «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры. Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители – его мама и папа.

На прощание притча.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Материалы подготовила  Пэк О. А. , педагог-психолог

 Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш»

В.А.Сухомлинский

СЕМЬЯ имеет огромное значение для развития лич­ности ребёнка. Не случайно у детей, живущих в детских домах и других учреждениях интернатного типа, развитие нередко протекает иным путём, чем у тех, кто воспитыва­ется в семье. Их умственное и социальное развитие порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.

Семья имеет структуру, определённую социальными ролями её членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На их основе складываются межличностные отношения. Роли роди­телей всеобъемлющи и многогранны. Кроме заботы о детях, они распространяются и на формирование лич­ности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребёнка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье отца и матери, но и с со­гласованностью их воспитательных действий.

Для ребёнка очень важны взаимоотношения между членами семьи. Но особенно — понимание того, как взрос­лые относятся к нему. Разногласия в методах воспитания и межличностных отношениях родителей не дают ма­лышу возможности осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда согласие между родителями нарушается, да к тому же ребёнок слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. Отсюда детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.

На развитие ребёнка влияют:

• наследственность — физиологическое и психологи­ческое здоровье родителей, прародителей;

• семейная среда — состояние условий жизни: матери­альное положение, отношения между родителями, образ жизни и т.д.

• воспитание — психологический климат в семье, мето­ды воспитания, взаимодействие между членами семьи.

Характер эмоционального отношения родителей к ре­бёнку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность малыша.

Он не только объект воспитательных воздействий со стороны родителей, родственников, старших, но и субъект семейного микроколлектива, который также влияет на жизнь взрослых. Уже с момента рождения ребёнок раз­вивается посредством:

•  подражания родителям, родственникам, членам се­мьи;

•  принятия требований родителей и старших;

• сравнения, в процессе которого познаёт себя (само­познание), формирует идеалы, ценностные ориентации, способность ориентироваться в семейной обстановке и социальных обстоятельствах;

• общения, с помощью которого выражает, обогащает и утверждает своё «Я», формирует сознание, нравствен­ные чувства, саморегулирует и самокорректирует свои поступки и поведение;

•  самовоспитания как целенаправленной деятельности по усовершенствованию положительных и преодолению отрицательных качеств с помощью самоанализа, само­контроля, самоубеждения, самовнушения и т.д.

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три — демократический, либераль­ный и авторитарный — и соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выгля­дит следующим образом.

•  Демократические родители — инициативные, до­брые дети. Родители любят и понимают детей, часто хва­лят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спо­койно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

•  Либеральные родители — импульсивные, агрес­сивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе не об­ращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

•  Авторитарные родители — раздражительные, кон­фликтные дети. Родители устанавливают жёсткий кон­троль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тре­вожны, а потому несчастны.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания до­школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспи­тываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто по­ощряют, но не подарками, а наказывают в основном от­казом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальней­шей жизни.

Направляющие, согласованные воспитательные мето­ды родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родите­ли своим поведением и собственным примером оказывают ему большую помощь. Однако некоторые мамы и папы могут тормозить, даже нарушать поведение своего сына или дочери, способствуя проявлению у него патологиче­ских черт личности. Э.Г. Эйдемиллер выделяет следую­щие типы воспитания:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребёнок нахо­дится в центре внимания семьи, которая стремится мак­симально удовлетворить его потребности, оберегая от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает отрицательные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные хлопоты, не задумываясь о подготовке сына к реальной жизни за порогом родительского дома.

Всё разрешается, всё прощается, нет никаких ограни­чений. Когда такой ребёнок поступает в школу, он не может наладить отношения с ровесниками, ему нелегко выполнять требования учителя, тяжело учиться. Нельзя приучать ребёнка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Пройдут годы, и такие люди, не получая вне семьи доброт, к которым привыкли, будут стремиться взять их любыми средствами, даже подлостью и силой, или ощутят себя неполноценными, обманутыми и несчастными.

2. Доминирующая гиперпротекция. Родители отдают ребёнку много сил и внимания, но при этом практически избавляют его самостоятельности, вводя различные за­преты и ограничения. Надо отметить, что ребёнок пол­ноценно развивается только в той деятельности, кото­рая вызывает у него интерес и которой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. Ограничение свободыавтоматически ведёт к ограниче­нию ответственности. Ребёнок перестаёт ощущать себя активнымучастником семейных отношений, который несёт ответственность за то. чтобы каждому члену семьи былохорошо. Авторитаризм взрослых мешает развитию у него самостоятельности, формирует эгоистичные черты характера. Возможен и другой итог тотальный контроль озлобляет ребенка — взрослыми они начинают бунтовать против родительского влияния, могут пойти на полный разрыв с семьёй.

3.  Гипопротекция. Гипоопекой называется позиция невмешательства в дела ребёнкаВ данном случае он предоставлен сам себе, родители практически не инте­ресуются его делами и не контролируют. Взрослые вре­менами оправдывают такое положение тем, что ребёнок должен расти независимым,раскованным. Но чаще всего их волнует не будущее сына или дочери, а собственный комфорт, они жалеют свои душевные силы. Детям, ко­торые не получили должного внимания в семье, тяжело отличить хорошее от плохого. Имея много свободного времени, они редко тратят его на полезные занятия, зато раноприобщаются к алкоголю и наркотикам, попадают в криминальные компании, проявляют порой труднообъ­яснимую жестокость к своим детям.

4. Жестокое отношение. Среди специалистов нет единодушия в объяснении причин жёсткихотношений родителей к детям. Суще­ствуют три основные модели насилия: психиатрическая, социологическая, ситуационная.

Приверженцы психиатрической модели считают, что жестокие родители — это больные люди, которым требу­ется лечение. Большинство из них в детстве также стра­дали от родительской жесткости.

Социологическая модель объясняет причины жестоких отношений родителей к детям теми нормами и ценно­стями, которые господствуют в обществе. Если насилие является обычным способом разрешения конфликтов, а физическое наказание считается эффективным методом воспитания, то существует большая вероятность осо­знанного использования подобных мер в отношениях к детям. Кроме того, причиной этого могут стать бедность и безработица, при которых взрослые своё раздражение сгоняют на слабых — своих детях.

Представители ситуационной модели считают, что основной причиной жестоких отношений к потомкам яв­ляются нарушения взаимоотношений в семье. Объектами жестокости становятся младшие по возрасту, а также дети с физическими и психическими недостатками.

Учёные выделяют несколько основных форм жестокого отношения к детям:

•  отказ исполнить просьбу сына или дочери в откры­той, даже враждебной форме;

•  отказ ребёнку в ласке и любви, что выражается в излишней холодности, нежелании или невозможности удо­влетворить его потребности в эмоциональной близости;

• неуважение, высмеивание, запугивание угрозой при­менить насилие.

Психологическая жестокость настолько распростра­нена, что практически ни один человек не вырастает без того, чтобы не ощутить на себе каких-либо её проявлений. Но, к счастью, в большинстве случаев она не бывает на­столько сильной и частой, чтобы нанести человеку непо­правимый вред.

Однако жестокие отношения с детьми могут иметь следующие последствия: дети перестают доверять всему миру. Растущие в атмосфере зла и боли стремятся огра­диться от общества, становятся агрессивными, испыты­вают трудности в коллективе, школе. Они замкнуты и неуверены в себе, поэтому не пользуются популярностью среди сверстников. В юношестве чаще всего сталкивают­ся с такими проблемами, как наркомания, алкоголизм, депрессия, суицид, криминальное поведение.

5. Повышенная моральная ответственность. Данный стиль воспитания, с одной стороны,характеризуется вы­сокими требованиями к ребёнку, с другой — пониженным вниманием к его потребностям. Родители чрезмерно оза­бочены будущим отпрыска, его школьными делами, соци­альным статусом и престижем. Взрослые обязаны думать о будущем сына или дочери, воспитывать у них самостоя­тельность и ответственность. Ошибка заключается в том, что это делается рано, в результате чего на слабые детские плечи давит чрезмерный груз. Вспомните, как малыш учится ходить: сначала держась за обе руки взрослого, затем — за одну руку, и только после этого пробует идти самостоятельно. Этот закон — сначала только вместе со взрослым, а затем уже без его помощи — Л.С. Выготский охарактеризовал как «зону ближайшего развития». Сущ­ность его в том, что только через сотрудничество, через общую совместную деятельность могут сформироваться необходимые человеческие качества — от простых навы­ков самообслуживания до высших моральных и интел­лектуальных ценностей.

При повышенной моральной ответственности основ­ные усилия родителей направлены на достижение ре­бёнком некоторого социального успеха, а его чувства и потребности игнорируются. Такой стиль воспитания формирует у малыша тревожность, недоверие, подозри­тельность.

6. Эмоциональное отвержение. Социальное развитие ребёнка может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят его полноценное развитие и положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. Это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие положительных взаимо­отношений со сверстниками.

Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содер­жательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоцио­нальной сферы, а впоследствии и к задержке психическо­го развития, к потере интереса к жизни.

Упрощённый взгляд на воспитание детей заключает­ся в том, что по сути важны лишь действия родителей, остальное — несущественно. То есть своим поведением взрослые прямо и косвенно определяют развитие детей. Такой взгляд на отца и мать, как на «всемогущих», был характерен для первых психологических теорий, но даже сегодня его разделяют некоторые неопытные родители. Однако большинство учёных рассматривают семью как систему взаимодействующих элементов — родители идети влияют друг на друга.

Когда мы представляем семью как систему взаимодей­ствующих элементов, становятся очевидными и более тонкие влияния членов семьи друг на друга. Так, напри­мер, поведение отца может влиять на взаимоотношения матери и дочери. Из-за требований мужа жене часто не хватает времени, энергии и заинтересованности, чтобы по­мочь дочери с выполнением домашнего задания. И т.д.

Сама семья включена в качестве элемента в другие со­циальные системы, которые в свою очередь, воздействуют на семейную динамику.  Например, религиозные ин­ституты и т.п. Необходимо отметить другое. Современная семья — это саморегулирующаяся система. Она во многом утратила такие внешние регуляторы, как общественное мнение, воля родителей, национальные традиции, право­вые и прочие силы давления. Успешность отношений в будущей семье зависит прежде всего от семейных парт­нёров, их социальных ориентации и личностных качеств, психологических, характерологических особенностей, общности целей и интересов, жизненных стратегий и устремлений и т.п.

Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга. Поскольку семья оказывает значительное влияние на процесс и результат становления личности, то, естествен­но, именно ей должны уделять первостепенное значение общество и государство.

Родители составляют первую общественную среду ре­бёнка. Их личности играют существенную роль в жизни каждого. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, особые, отличные от других.Глубокий постоянный пси­хологический контакт с ребёнком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями даёт ребёнку воз­можность почувствовать и осознать родительскую лю­бовь, привязанность и заботу.

Основа сохранения контакта — искренняя заинтересо­ванность во всём, что происходит в жизни малыша, лю­бопытство к его детским проблемам, желание понимать, наблюдать за изменениями, которые происходят в его душе и сознании. Нарушение эмоционального контакта для ребёнка — сильный психотравмирующий фактор. Активная забота взрослых, чувство безопасности способ­ствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру, с другой — по­вышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.

Определяющая роль семьи в формировании ценност­ных ориентации детей обусловлена её глубоким влияни­ем на весь комплекс их физической и духовной жизни. Семья для ребёнка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно её влияние, особенно в начальный период жизни, намного превышает другие воспитательные воздействия. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (со­ставом, уровнем образования, социальным статусом, мате­риальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Внимание, родители!!!! Проверьте у своих детей странички социальных сетей. Если вы найдёте похожую информацию, то проведите со своим ребёнком беседу!!!

Памятка для родителей

Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий

- Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

- У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

- Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

- Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в Пример свое рабочее место.

- Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

- Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять. - Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

- Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

- Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

- Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

- Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

- Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

Памятка для родителей 

Как относится к отметкам ребенка

- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

- Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

-Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Рекомендации родителям при взаимодействии

 с агрессивным ребенком

  • Принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
  • Расширяйте кругозор ребенка.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и педагогов. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Памятка для родителей учащихся 

"Профилактика компьютерной зависимости у ребенка"

1.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.

2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.

3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.

4.Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.

5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете

.6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".

7.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.

8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).

9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

10.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности,

специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

11.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.